От и до. Название экспозиции, которое вроде бы подразумевает какое-то начало и впоследствии генезис, имеет более сложный контекст.
На выставке, открывшейся недавно в нашей картиной галерее, представлены работы двух московских живописцев – Александры Иосифовны Лигачевой и Василия Алексеевича Варламова. Это художники, не то чтобы разные, - совсем непохожие. Их разделяет не только три с половиной десятка лет разницы в возрасте, но и поистине пропасть между направлениями в искусстве, которых они в своем искусстве придерживаются. Прежде чем поговорить о творчестве этих, начнем с короткой биографической справки, что в данном случае просто необходимо для дальнейшего разговора.
А.И. Лигачева родилась в Иркутске в 1915 году, здесь же в 1940 году окончила Художественное училище и вступила в Союз художников. Затем последовал переезд в Москву, где в 1940-1945 она работала художником в Зоологическом музее Москвы, во время войны писала большие агитационные щиты, которые ставили на подступах к столице. После войны Лигачева с творческими командировками объездила всю Россию, была (не так давно Александры Иосифовны не стало) одним из активных членов Московского Союза художников.
В.А. Варламов родился в 1949 г . в Москве, окончил художественную студию при Госплане СССР, затем военное училище. В 1974 г . выполнял реставрационные работы в храме Всех Святых на Соколе. В 1975 г . вступил в легендарный ныне Горком профсоюза графиков – пристанище нонконформистов. Был близко знаком с А. Зверевым. Довольно поздно, уже в перестроечном 1992г., окончил Заочный народный университет искусств им. Крупской. В 1992-1994 гг. работал в Германии, участвовал в выставке в г. Мюльхайм на Руре. В 1989г. работал в Вильнюсе в монастыре “Святого Духа”. Выполнял реставрационные работы в городах Любим, Брест, Ростов на Дону, Вильнюс, Клайпеда, Дюсельдорф. Оформлял экспозицию театра восковых фигур “Тетрис”. Занимался иконописью.
Вот такие разные у художников биографии. Не удивительно, что так же различно и их творчество. Картины А. Лигачевой - типичного представителя Московской школы живописи, построены на тонкой вибрации цвета, ограниченной несколькими близкими по тону красками палитре. Ее искусство исполнено поэзии и тихой грусти. Душа художника в этих произведениях открыта навстречу зрителю, автор щедро делится с ним своей радостью от красоты окружающего мира, любовью ко всему сущему.
Случилось так, что в перестроечные годы в России живопись художников старой школы вроде А.И. Лигачевой стала анахронизмом. В нашей истории уже был период, когда в послереволюционные годы великого перелома вся страна встала на дыбы и была залита кровью. Яростной волной авангард, а затем и формализм перечеркнули все многовековые достижения в искусстве. Тогда была революция, и это многое объясняет. Что же случилось в нашей стране такого, что история вновь повторилась? Вновь, как когда-то давно достижения отечественной школы искусства были зачеркнуты и новое, «современное» искусство смело и решительно пришло ей на смену. Вряд ли будет правильным сейчас давать сравнительные оценки – пусть этим занимаются другие. В конце-концов, любое искусство самоценно, и каждый вправе выбирать для себя наиболее близкое по духу его направление. Нет сомнений, что ритм нашей жизни стал совершенно иным, лишенным былой размеренности. Вот и в творчестве В. Варламова этой размеренности не сыскать. Его картины – ярки и красочны, они бурлят и беспокоят. Его мир уж точно спокойным не назовешь! Одним словом, современный, не ортодоксально мыслящий художник.
Выставка, для которой специально были выбраны два таких разных художника, вовсе не подразумевала противопоставление, как это, возможно, кому-то покажется. Просто нам хотелось задать зрителю несколько риторических вопросов. А они, как известно, не подразумевают обязательных ответов. Но одно совершенно очевидно – искусство должно быть разным, и оно должно будить чувства и заставлять мыслить. Нынешняя выставка как нельзя лучше отвечает всем этим требованиям.
В заключение хотелось бы (в который уже раз!) поблагодарить наших давних друзей из московской галереи "Союз Творчество" за любезно предоставленные для этой экспозиции работы.
А.Зражевский