На древней земле
По-разному складываются судьбы художников. Иным предназначен долгий путь в искусстве, многие же сгорают до обидного быстро. Заслуженному художнику России Владимиру Гавриловичу Леонову (1939-1993), чьи офорты принадлежат к наивысшим достижениям графического искусства Владимирщины, для творчества было отпущено крайне мало. И тем более удивительно, как быстро ему удалось достичь вершин мастерства и оставить после себя богатейшее творческое наследие!
Художник родился в г.Белогорске Амурской области в семье железнодорожника. Первые профессиональные навыки получил в Биробиджанском художественно-графическом училище, а затем на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института. С 1965 г. жил на Владимирской земле. Начав с книжной графики, а затем заявив о себе, как талантливый живописец, он в начале 70-х годов неожиданно увлекся офортом. Увлечение это быстро переросло в главное дело жизни. Самоотверженно и безоглядно художник стал осваивать тонкости этой сложнейшей техники. И очень быстро превратился в одного из ведущих офортистов со своей уникальной, узнаваемой манерой и тематикой. Его произведения ныне входят в собрания крупнейших музеев страны – Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея и др. Приятно, что теперь в число этих музеев вошла и наша галерея.
Офорт, который прославил имя художника, относится к одной из сложнейших графических техник. Чтобы добиться в ней успехов, от художника требуется необыкновенно много. Он должен обладать зорким взглядом, подмечающим каждую мелочь, и быть прекрасным рисовальщиком. У него должно быть развито пространственное решение и уверенна и точна рука. Ведь после стадии рисунка наступает самый ответственный этап – перенесение изображения на металлическую пластину, травление ее и потом - печать оттиска. Часто офортисты доверяют последний этап печатнику, но истинные мастера предпочитают делать все сами. К последним относился и Владимир Гаврилович Леонов. Он был очень требовательным к себе человеком и не боялся решать самые трудные задачи. Как это часто бывает у офортистов, у него были почерневшие от кислоты и деформированные от работы офортной иглой пальцы. В последние годы жизни он почти ослеп. Нелегкое дело – служение искусству!
До сих пор речь шла в основном о технической стороне творчества. Но голый техницизм вряд ли способен найти отклик в душе зрителя. Владимир Гаврилович обладал редким умением вдохнуть душу в любую свою работу. Его пейзажи полны жизни. Художник удивительным образом добивается, чтобы зритель ощутил чуть заметное дуновение ветерка. Почувствовал, как колышутся травы и шелестит листва. Как щебечут птицы и как мерцает на солнце снег. Говорят, что гениальные произведения отличаются от рядовых тем, что глядя на них совершенно непонятно, «как это сделано». Таковы и офорты Леонова. Своим «фирменным» коротким и точным штрихом он добивался точной и живой передачи не просто деталей пейзажа, а нюансов свето-воздушной среды и настроения. Он любил жизнь и он любил Русскую землю. Этими чувствами дополна наполнены все его работы. Несмотря на то, что почти в каждую из них он вводит фигурки людей, трудно определить, к какому времени относится изображение. Это могло быть и вчера, и двести лет назад... Православные храмы, которые, так или иначе, присутствуют почти во всех его работах – немые свидетели прошлого, дошедшие до наших дней... Возникает ощущение величия русской земли, ее могущества и созидательного начала. И еще природа – один из главных героев офортов мастера. Самая прекрасная природа на свете, - говорит он нам. И мы ему верим! Да и невозможно не поверить, восторгаясь такой красотой!
Приглашаем вместе с художником полюбоваться всем тем, что он любил, почувствовать его душу, продолжающую жить в созданных им работах, пропитанных теплом и светлыми чувствами этого удивительного мастера.
А.Зражевский