На этой выставке мы решили показать портреты из собрания нашей галереи. Хотелось выставить все лучшее, что у нас есть, но площадь выставочного зала позволила вместить только живопись, и то далеко не всю. Тем не менее, зрителю предоставляется прекрасная возможность увидеть, пожалуй, лучшее, что есть в наших фондах живописи. Назвав выставку «Лица и судьбы» мы хотели обозначить ее кураторскую концепцию, заключающуюся в том, чтобы показать портрет в контексте не только человеческих судеб, но и истории целой страны.
Выставка разнообразна и познавательна. По ней можно проследить не только развитие художественных направлений, но и почувствовать «пульс жизни» нашей Родины, начиная с 1920-х годов. Это, вкупе с разнообразием творческих манер, дает довольно значительный срез генезиса отечественного изобразительного искусства.
Вот портреты Елены Иваненко. Достались они нам из запасника Министерства культуры России – РОСИЗО. Биография художника не богата, но образы, созданные ею, запоминаются с первого взгляда. Вот почти импрессионистический портрет уютно устроившегося на диване читающего мужчины, вот тихой осенью сидит и вяжет на скамейке одинокая старушка. Это довоенные работы. А рядом портреты, созданные уже в 50-е годы. Автор их – Татьяна Майкова хорошо знакома нашему зрителю. В нашей галерее хранятся два лучших портрета этого замечательного живописца. На одном из них, написанном в красивой, «мазистой», живописной манере художница изобразила знакомую девочку. Другой же портрет создан в традиционной реалистической, немного этюдной, манере. На нем – знакомая Майковой, тоже художник – Людмила Скубко.
Украшением выставки, без сомнения, стали портреты, созданные прекрасными художниками – Петром Петровичем Белоусовым и Николаем Константиновичем Соломиным. Имена этих мастеров давно внесено в летопись достижений отечественного изобразительного искусства. Неизменно внимание зрителя надолго приковывает пронзительный портрет пожилой женщины, написанный П. Белоусовым. Сюжет картины прост: пожилая женщина сидит за столом, положив на него свои натруженные руки. Рядом лежит письмо и очки. Так просто – а за этим целая жизнь… Впрочем, каждый «прочитает» это письмо по-своему, но то, что оно никого не оставит равнодушным, я уверен.
Ленинградский художник П. Белоусов был учеником знаменитого И.И. Бродского. И на выставке неподалеку висит отличная копия 40-х годов со знаменитой картины Бродского «Ленин в Смольном». Надо сказать, что портреты В.И. Ленина в нашей галерее мы еще не показывали. Но в этот раз решили их включить в экспозицию, как образец высочайшего живописного мастерства. И висящий неподалеку огромный погрудный портрет Ленина кисти Ивана Николаевича Шульги восхищает как качеством письма, так и подкупающим отходом от стереотипов изображения «вождя мирового пролетариата» и стремлением показать просто человека с очень выразительным взглядом. Тем не менее, это был, несомненно, заказной портрет. Но художники рисовали и для души. Так, тонкий психологический образ создал в портрете своей жены московский живописец Иван Пензов. На нем изображена присевшая в кресло уставшая женщина с натруженными руками. Чем не повод поразмышлять о нелегкой судьбе жены художника!
Портрет – основа основ для обучения художника. И на выставке мы решили показать несколько портретов натурщиков, созданных Владимиром Ильичем Андрушкевичем во время учебы в студии ветеранов Великой Отечественной войны и в МГХИ им. В.И. Сурикова. В этих работах удивляет не только мастерство начинающего живописца, но и его стремление увидеть в натурщике человека – со своими мыслями, судьбой, настроением.
Часто художники пишут портреты людей как этюды к большим жанровым полотнам. И на выставке показаны уникальные этюды 1930-х годов, созданные известным московским художником-монументалистом Екатериной Зерновой. Ее большие полотна давно уже переселились в крупнейшие музеи страны, а вот этюдами к ним мы можем восхищаться в нашей галерее.
Рассказ о выставке можно было бы продолжать и продолжать, но все-таки хотелось бы оставить для зрителя возможность самому совершить на ней большие или маленькие «открытия». Такая возможность будет до 20 марта! Торопитесь!
А. Зражевский