Художник туманов
Счастливый случай, который был обусловлен более чем десятилетней работой нашей картинной галереи и заработанным за это время авторитетом, привел в наши фонды коллекцию произведений Карла Фридмана. Случилось так, что известная московская галерея «Ковчег» получила в свое распоряжение практически все наследие этого художника. Было принято решение раздать его по музеям, с которыми галерея на тот момент сотрудничала. Одной из первых отобрать работы для своей коллекции была приглашена Картинная галерея Красноармейска. Так нам удалось заполучить в свои фонды значительную (более 100 произведений) подборку живописных и графических работ одного из лучших московских художников-шестидесятников, чье имя заслуженно включено в ряд престижных энциклопедий по отечественному изобразительному искусству.
Поступившие работы такого высочайшего художественного уровня не только подняли уровень нашего собрания на более высокий музейный уровень, но и позволили говорить о федеральном значении коллекции небольшого подмосковного Красноармейска. Все-таки, не так много музеев страны могут похвастаться тем, что располагают столь значительным количеством работ мастера такого уровня.
Карл Фридман – типично московский художник, здесь он родился, вырос. Здесь получил прекрасное художественное образование – сначала в легендарной Московской средней художественной школе (1939-1945), а затем в Художественном институте им. В.И. Сурикова (1945-1951). Живописи его учил замечательный художник и педагог П.Д. Покаржевский.
По-настоящему громко имя Фридмана зазвучало в период становления и быстро распространившейся славы художников - шестидесятников. Он не только был органичен в этой среде, но и, что главное, очень заметен. Художники 1960-х много ездили по стране: дома им не сиделось. Вот и Карл Фридман несколько раз был в Сибири, на Севере, в Средней Азии, на целине. Исколесил все Подмосковье. Часто в этих поездках компанию ему составлял Виктор Попков – один из самых известных мастеров в отечественном изобразительном искусстве второй половины XX века.
Несмотря на тесное общение с большими мастерами, Карлу Фридману удалось не подпасть под их влияние, выработать и сохранить свой уникальный изобразительный язык. Его живопись, несмотря на то, что многие работы создавались месяцами, а то и годами, отличает впечатление пленерности. В них чувствуется воздух, неизменно тонко выдержан колорит. Несмотря на частое использование открытых цветов, мастеру всегда удается заставить их звучать в стройном хоре. Многие его работы вызывают мысли об импрессионизме, хотя, конечно же, Фридман вряд ли причислял себя к этому направлению. Живописец - «деревенщик», он воспевал русскую провинцию с ее вековыми традициями, укладом жизни. Для городского жителя Карла Фридмана деревня была символом чего-то глубинного, настоящего, символом Руси. Поэтому нет ничего удивительного, что на многих его картинах предстают, опоэтизированные художником, покосившиеся деревянные дома, склонившиеся на грядках женщины. Эти ностальгические нотки перемежаются с весельем сельских праздников: Фридман умел поселить в своих работах не только грусть, но также добавить в них юмор и смех.
Экспозиция, наполнившая сейчас наш выставочный зал, дает представление не только о разных периодах творчества художника, но и характеризует его колористические, композиционные и стилистические пристрастия. Во всех работах – будь то «Вечер в деревне Рождествено», «Деревня Кимжа. Жатва», «Саввиновская слобода» или «Вечер в Хосте» виден не просто большой мастер, но и живописец, умеющий тонко чувствовать и передавать эти свои ощущения зрителю. Искусствоведы по праву называли Фридмана «художником туманов». И действительно, эти его работы обладают удивительным свойством погружать в себя, в свою зыбкую неопределенность…
Добро пожаловать на выставку, которая продлится до начала февраля!
А.Зражевский