Виртуоз акварели
Виктор Семенович Климашин… Это имя яркой строкой вписано в историю отечественного изобразительного искусства. Его произведения хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, в коллекциях крупнейших музеев страны. Для нескольких поколений художников он – безусловный авторитет в искусстве, на примерах творчества которого они учились. Казалось бы, имя мастера должно было бы остаться на слуху и по сей день, но судьба распорядилась иначе. Говоря о Климашине, нельзя не испытывать искреннего удивления и восхищения. Его недолгая, но яркая жизнь была наполнена до предела буквально калейдоскопом впечатлений и неожиданных поворотов.
Родился художник в 1912 году. В 1928—1931 гг. он учился в Саратовском художественном техникуме у Б. Миловидова, А. Сапожникова; был членом Саратовского филиала ОМАХР (Организации молодежи ассоциации художников Революции). Этим исчерпывалось его художественное образование, и в нем нет никаких намеков на ту блестящую «климашинскую» акварельную технику периода творческого расцвета мастера. Годы его учебы пришлись на торжество идей отрицания классического искусства, проповедуемых ВХУТЕМАСом, выпускником которого, кстати, был А.Сапожников. От художников требовалось максимальное обобщение, работа с формой, передача масс. Как впоследствии Климашину удалось освоить сложнейшую технику акварельной живописи, известно только ему. Природой этому человеку был дарован огромный талант, который художнику удалось развить и благодаря удивительному трудолюбию преумножить. Да еще как! Мало кому из акварелистов удается разработать свои технические приемы, по которым его работы можно легко отличить от произведений других художников. Климашин – один из этих немногих. Мало того, его виртуозность акварелиста до сих пор является одним из эталонов, а некоторые технические приемы так и остались «климашинскими» и не были повторены другими мастерами.
Но не только благодаря таланту акварелиста имя Климашина вошло в историю нашей страны. Он успел поработать со знаменитыми мастерами плаката братьями Стенбергами и позднее, в конце 1930-х – начале 1950-х гг. создать плакаты, вошедшие в золотой фонд этого вида искусства. Поработал он и над созданием рисунков почтовых марок и почтовых открыток, и несколько десятков их огромными тиражами расходились по всей стране. Конечно, не всякий непременно читает на открытке или плакате фамилию ее создателя, но то, что «климашинскими» произведениями были в послевоенные годы знакомы буквально все, не подлежит сомнению. Казалось бы, достаточно достижений для одного человека? Но и это еще не все ! Много лет он работал главным художником, а затем заместителем главного редактора самого массового журнала страны «Огонек». В журнале печатались его иллюстрации, созданные в технике черной акварели. Но главное – это многочисленные красочные обложки издания, которые сохранились в памяти у многих, но также почти наверняка вне связи с фамилией Климашина.
Говоря о художнике, трудно избавиться от ощущения, что рассказываешь о нескольких необыкновенно талантливых людях, которые жили в одно время: настолько богата и разнообразна событиями его жизнь. Успел он поработать в студии военных художников им. М.Б. Грекова, создал серию блестящих фронтовых рисунков, рисовал и в только что освобожденном Бухаресте. После войны же совершил многочисленные поездки в Индию, Китай, Корею. Он рисовал Индиру Ганди, общался с Джавахарлалом Неру… В 1952 г. Виктор Климашин - автор архитектурного проекта и главный художник Советского павильона Международной промышленной выставки в Бомбее. В 1954 г. - главный художник «Выставки достижений экономического и культурного строительства СССР» в Пекине. До сих пор циклы его акварелей, созданные в этих странах, являются непревзойденными. По ним жители нашей страны узнавали о жизни братских народов, получали представление о природе, людях и образе жизни столь далеких государств.
Можно только представить, сколь много еще удалось бы сделать Климашину, прожив он чуть дольше, но…в 48 лет его путь на земле был завершен. Случилось это в далеком 1960 году. Шли годы, и его творчество оставалось только в подшивках журналов, изданиях по искусству. И лишь не так давно, благодаря выставкам, в том числе и в нашей галерее, созданные его талантом произведения вновь предстали перед зрителями. Так что большая часть выставки, сейчас гостящей в выставочном зале нашей галереи, составлена из работ, которые полвека никто не видел. Так что хочется от всей души пожелать всем любителям искусства – посетите эту уникальную экспозицию. На ней вас ждет масса открытий и ярких впечатлений! Такая возможность у вас будет до конца декабря.
А.Зражевский