|
|
09.07.2014
|
Выставка анималистики:
От зайцев до динозавров…
|
30.08.2014
|
Наконец-то мы увидели эту выставку! Весной этого года по просьбе Академии акварели С.Н. Андрияки она была составлена из работ, входящих в собрание нашей картинной галереи. Отзывы на ее проведение в выставочном зале Академии были более чем благожелательными. В благодарность за предоставленную выставку, представленные на выставке работы были возвращены нам оформленными в паспарту. Только благодаря этому выставка смогла быть представлена в нашей галерее: оформление такого количества работ наш бюджет выдержать не в состоянии.
Теперь настала пора рассказать о представленных в экспозиции работах, а точнее, об их авторах. Имена этих художников, большинство из которых по праву считаются классиками отечественного изобразительного искусства, широко известны. Крупнейшие музеи страны гордятся тем, что произведения этих мастеров имеются в их собраниях. А многие музеи хотели бы гордиться, да вот нечем. Как же хорошо, что наша галерея находится в числе первых!
Открывают экспозицию, как и положено, литографии одного из основоположников отечественной анималистики Василия Алексеевича Ватагина. Литографии эти были созданы в 1920-1930-х годах, две из них настолько редки, что специалисты по творчеству Ватагина из Дарвиновского музея не смогли их атрибутировать. Литографии демонстрируют удивительное мастерство в изображении животных и высочайшее искусство владения техникой литографии, которой художник обучался в далеком 1910 году у К.Капштейна в Берлине. Редчайшими работами представлен на выставке и еще один знаменитый художник-анималист Георгий Евлампиевич Никольский, ученик Ватагина. С его работами, думается, знаком буквально каждый, кто в детстве и юности читал книги о природе и животных. Никольский был прекрасным иллюстратором, одним из лучших в отечественной книге XX века. За одни лишь 1950-е годы было выпущено около 100 книг с его иллюстрациями! На выставке сейчас демонстрируются три его оригинальные работы самого редкого – раннего периода творчества.
Несмотря на то, что Владимира Андреевича Фаворского – легендарного мастера ксилографии и книжной графики к числу анималистов отнести можно с некоторой натяжкой, его мастерство в изображении животных не может не восхищать. На выставке демонстрируется 4 листа из серии линогравюр входящих в знаменитый цикл «Самарканд», который был задуман и выполнен во время Великой Отечественной войны в Самарканде, где художник был с семьёй в эвакуации. Здесь впервые в жизни Фаворский взялся за линогравюру. Линолеум присылался ему из Ленинграда его учеником М. И. Пиковым.
Среди представленных на выставке работ великолепные акварели и литографии 1930-х годов Соломона Самсоновича Боима, оставившего яркий след в истории отечественного изобразительного искусства. Можно увидеть здесь и уникальные акварели Владимира Ильича Андрушкевича – художника из Пушкино, долгие годы бывшего большим другом нашей галереи. Акварели эти рисовались им в 1954 году в Вильнюсе, куда он, в числе других студентов Суриковского института, приезжал на практику. Акварели демонстрируют внимание к натуре и уже оформившееся мастерство художника.
Еще одним другом нашей галереи была Лия Владимировна Хинштейн. Ей так и не довелось побывать в нашем городе, но мы часто встречались с ней, а когда не было такой возможности, перезванивались. Наша галерея гордится тем, что в ее собрании хранится более 50 произведений этого прекрасного мастера анималистики. Одна из талантливейших учениц Ватагина, она прославилась циклами своих работ, созданными в Московском зоопарке и Уголке им. Дурова. Часть из этих произведений мы с удовольствием включили в экспозицию.
Специально для жителей и гостей Красноармейска мы расширили состав выставки, добавив в нее полтора десятка работ, не экспонировавшихся в Москве. Авторы их также известные мастера, но их творчество несколько выходит за границы жанра. Виртуозного мастера акварели Рубена Артемовича Варшамова к анималистам можно причислить по праву, но объекты его внимания несколько необычны – игуанодоны, протоцератопсы и прочие животные, которых в зоопарках не встретишь, а вот художник где-то умудрился увидеть. Иначе как объяснить удивительную релистичность созданных им образов? Не случайно они неоднократно издавались в известных книгах И.Яковлевой
"По следам минувшего".
Были в истории искусства и другие художники, которые тоже изображали животных, только сказочных. А кто сказал, что зайцев, волков и лис из сказок можно изображать, не изучив их прототипов из жизни? В том, как виртуозно прекрасным мастерам линогравюры Галине Петровне Завьяловой и Александру Алексеевичу Комарову это удалось сделать, легко сможет убедиться посетитель выставки. Несмотря на то, что она продлится до середины августа, советую не откладывать ее посещение: а вдруг захочется вернуться сюда еще?
А. Зражевский
|
|
|
В. Ватагин. Пантеры
(1922)
В. Фаворский
Ослики. Из серии «Самарканд» (1943)
С. Боим. Этюд лошади (1933)
В. Конашевич
Наброски лежащей собаки (1927)
Р.Варшамов.. Археоптерикс.
Илл. к книге И.Яковлевой
"По следам минувшего" (1983)
|