Российский художник и теоретик искусства.
В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован.
С 1942 по 1947 год учился в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (преподаватели — П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни и др.). Окончил Художественный институт и творческую аспирантуру. Ученик А.В. Лентулова, Л.А. Бруни и П.В. Кузнецова. Занимался в «Классах усовершенствования» при Академии архитектуры СССР.
Вел творческие группы профессиональных художников по живописи и рисунку (МТХ – с 1948 г.), трехгодичный «белютинский факультет», по инициативе А.Н. Косыгина, при Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих работников полиграфической и легкой промышленности (1954-1963).
Основатель единственного в мире массового художественного направления «Новая реальность», базировавшегося на его даче в подмосковном Абрамцеве (1964-2007). С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина связано более 3 000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. Формально направление было запрещено после посещения Н.С. Хрущевым выставки в Манеже 1 декабря 1962 г. До этого времени тираж издававшихся Белютиным теоретических трудов и творческих пособий (в том числе в Китае, Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Югославии) достиг полутора миллионов экземпляров. С 1962 г. труды Белютина и созданная им «Теория всеобщей контактности», представляющая развитие принципов гегельянства в опровержение советской официальной теории марксизма-ленинизма, публиковались только за рубежом (Италия, Франция, США).
Первое участие в профессиональной выставке – декабрь 1941 года, ГМИИ, «Московские художники и война». Первая персональная выставка за рубежом – Польша, Варшава, июнь 1961 г. С 1962 г. постоянное участие в Парижских Биеннале (золотые медали) и экспозиции галереи Ламбер на Иль де Сен Луи. С 1969 г. персональные выставки в Риме, участие в Сетторе Интернационале и Национальных выставках художников Италии. Член Итальянской Академии современного искусства. Премия Дженнаццано. Выставки в Катанье, Болонье, Мессине, Милане, Латине, Кремоне.
1991 г. – выставка «От Манежа до Манежа» в ЦВЗ Москвы (400 участников-учеников «Новой реальности». Последующий показ манежной выставки по университетским городам США. Персональная выставка в Союзе американских художников – Вудсток, Бостоне, городах Канады, Швейцарии.
Представлен также в Русском музее, Третьяковской галерее, ГИМе, ГМИИ им. А.С. Пушкина, 74 региональных музеях РФ и 34 зарубежных музеях (Центр Помпиду, Национальный художественный музей Венгрии, Музей современного искусства Польши, многочисленных итальянских музеях, Люксембург, Прибалтика).