Талантливый петербургский график XX столетия: мастер офорта, литографии, монотипии, акварели, иллюстратор, живописец.
Училась во ВХУТЕМАСе (Петроград, 1918—1920) у художников В. В. Лебедева и В. И. Денисова ; в Высшем художественно-технический институт в Ленинграде ( ВХУТЕИН, 1922—1927), на монументальном отделении у К.С. Петрова-Водкина .
Участница выставок с 1926 года. В 1930-е годы, под руководством В. В. Лебедева, работала в мастерской по росписи тканей.
В творческой судьбе, в развитии высокой профессиональной культуры художника большую роль сыграли дружба и товарищеское общение с Н.А.Тырсой, Г.С. Верейским, В.В.Лебедевым, В.М.Конашевичем – творческим ядром и своеобразным камертоном Экспериментальной литографской мастерской, в которую М.Н.Бутрова входила с 1936 г.
С 1939 года она - член секции графики ЛОССХ Союза художников СССР. Как иллюстратор работала в детской книге с 1931 года, сотрудничала с детскими журналами "Ёж" , "Чиж" , "Мурзилка" , с издательствами Детгиз , Учпедгиз и Лениздат . С 1936 года в Экспериментальной печатной мастерской ЛОССХ художница работала с литографией . С конца 1940-х годов она стала заниматься и другими техниками эстампа ( офортом , монотипией).
В годы войны Мария Бутрова разделила все трудности блокады с теми, кто жил и работал в осажденном Ленинграде. Как и многие ленинградцы дежурила в ПВО, тушила зажигалки. С большим воодушевлением она работала над плакатами и знаменитыми листами «Боевого карандаша», вселяя веру в победу мужественных ленинградцев. На исходе первой страшной зимы Мария Николаевна вместе с тяжело больным мужем, художником П.В.Новиковым, эвакуировалась в Москву. Там она продолжала работать в Детгизе и журнале «Мурзилка». После окончания войны М.Н.Бутрова вернулась в свой родной город.
Всех, кто близко знал Марию Николаевну, неизменно восхищали ее неиссякаемая жизненная энергия, страсть к новым впечатлениям и путешествиям. В 1975 г. она совершила поездку по своим любимым местам: в низовья Оби: Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень, Тува. И это в свои 70 лет! В 1960—1980-е годы многие станковые работы художницы были созданы по впечатлениям и натурным зарисовкам сделанным во время таких поездок.
Работы также хранятся в Государственном Русском музее,
Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева,
Красноярском государственном художественном музее имени В. И. Сурикова и др.