Родился в городе Благовещенске на Дальнем Востоке в семье инженера-путейца. Семье приходилось часто переезжать из одного города в другой.
В 1921г. Кравченко переехали в дачную местность Святошино под Киевом. Анатолий поступил в 4 класс семилетки, где с особым удовольствием посещал уроки рисованя, которые вел пейзажист В.Ю. Рябчевский (ученик И.И. Шишкина). Здесь состоялась первая персональная выставка юного Кравченко, на которой было представлено 250 этюдов и рисунков. Вскоре его отец, Никифор Павлович, решил, что сыну пора получить более серьезное художественное образование. Они приехали в Москву, где после отказов во многих студиях (ведь Анатолию было всего 12 лет) его удалось определить в студию прекрасного рисовальщика Н.И. Кравченко. К сожалению, поскольку отцу не удалось найти работу в Москве, им пришлось вернуться на Украину. Здесь, в Чернигове, в 1925г. Кравченко окончил семилетку.
В 1927г. юноша поступает на подготовительные курсы при Киевском художественном институте. В Киеве некоторое время он занимался в студии художника И.Ф. Селезнева (ученика П.П. Чистякова).
Раздумав поступать в Киевский художественный институт, Кравченко в 1928г. переехал в Ленинград, где в художественном кружке-студии в мастерской Н.А. Ашукина у блистательного рисовальщика и великолепного педагога, ученика П.П. Чистякова, Василия Евменьевича Савинского (1859-1937) готовился к поступлению в Институт пролетарского изобразительного искусства. Занимаясь в студии, участвовал в оформлении выставок, клубов, иллюстрировал книги.
С 1930 по 1932 работал бригадиром художников по оформлению пригородных дворцов-музеев. В их задачу входил также качественный анализ и сортировка царских ценностей по всем видам искусства – живописи, графики, музыки, фотографии.
С 1930 работал художником-корреспондентом ленинградских газет: «Вечерняя Красная газета», «Ленинградская правда», «Смена», «Литературный Ленинград».
В 1932г. Яр-Кравченко (приставку к своей фамилии «Яр» он взял по совету поэта Николая Клюева в начале 30-х годов) поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры, где первоначально занимался у Р.Р. Френца. Вскоре институт стал называться Всероссийской Академией художеств. В 1934 г. ее возглавил И.И. Бродский, в мастерской живописи которого и обучался Яр-Кравченко. Окончив первые два курса Академии, Яр-Кравченко продолжил дальнейшее обучение в мастерской И.И. Бродского.
В 1935 г . Яр-Кравченко поехал в творческую командировку в Сочи, где жил Николай Островский. Здесь по заданию музея г. Осипенко художник выполнил портрет писателя, ставший единственным портретом Н. Островского, сделанным с натуры.
В 1935 году Госиздат в Ленинграде издает сборник «Дневники челюскинцев. По дневникам, записям и воспоминаниям участников героической экспедиции», в приложении к которому было 27 автолитографий-портретов, созданных Яр-Кравченко и еще один портрет на титульном листе.
В 1936 г . Яр-Кравченко впервые выполнил автолитографию, посвященную И.В. Сталину, неоднократно потом репродуцировавшуюся. В этом же году художнику был заказан альбом из 25 литографий, посвященных Сталину. Альбом вышел в свет 25 ноября 1936г., год спустя переиздан. Альбом и репродукции его отдельных листов разошлись по стране общим тиражом 8 млн. экз.
В 1939 г . Яр-Кравченко начинает собирать материал для картины «А.М. Горький читает И.В. Сталину, В.М. Молотову и К.Е. Ворошилову свою сказку «Девушка и Смерть». Картина была закончена только в 1941 г . и в том же году экспонировалась сразу на трех художественных выставках.
В июле 1941г. А.Н. Яр-Кравченко ушел добровольцем на фронт и попал в 7-й истребительный полк 13 Воздушной армии Ленфронта, дислоцированный на аэродроме Агалатово и деревне Касимово. Служил маскировщиком в летных частях, оборонявших Ленинград, стрелком-радистом на пикирующих бомбардировщиках, затем был прикомандирован к редакции газеты «Атака», где почти в каждом номере стали публиковаться его рисунки, выполненные большей частью в боевой обстановке. Яр-Кравченко запечатлел первых - июльских героев СССР: П. Харитонова, А. Слонова, а также И. Черных, С. Касимова, Н. Губина, повторивших подвиг капитана Гастелло и многих других. Портреты печатались в листовках, издавались буклетами, открытками.
В 1941г. редакция газеты «Атака», решила выпустить рисунки отдельными выпусками в виде фронтовых альбомов. Всего было издано 4 альбома. Первый из них вышел в ноябре 1941. Многие рисунки из альбомов были репродуцированы в открытых письмах и распространены по Ленинградскому фронту.
В 1942 г . в Свердловске в Окружном Доме Красной армии прошла большая (88 рисунков) выставка работ Яр-Кравченко «Сталинские соколы в боях за Ленинград», по материалам которой был изданы альбом-книга «Герои воздушных боев за Ленинград» и серия открыток «Защита Ленинграда». Вскоре Яр-Кравченко принял участие в создании творческого объединения ленинградских художников, председателем которого затем и был назначен.
Всего за период войны Яр-Кравченко выполнил 560 фронтовых зарисовок. Он создавал эти рисунки не только как очевидец, но и как участник боевых событий: в качестве стрелка-радиста он принимал участие в боевых операциях. Последние фронтовые работы Яр-Кравченко – берлинские зарисовки – выполнены были им в мае 1945.
После окончания войны при поддержке Государственного Литературного музея Яр-Кравченко приступил к созданию портретного цикла выдающихся советских писателей (всего им было создано их более 300). Среди них портреты М. Горького, Д. Бедного, В. Маяковского, Л. Леонова, А. Фадеева, В. Кочетова, А. Софронова и многих др.
Первоначально им было выполнено 55 портретов. В 1947 году был издан отдельный альбом литографий «Галерея советских писателей». В 1949 вышел и второй альбом из этого цикла (всего в этих изданиях было опубликовано 110 портретов). Выход этих изданий стал заметным событием. Библиотеки, клубы, школы, общественные учреждения получили богатейший художественный материал для популяризации советской литературы.
В 1948 г . он был награжден Сталинской премией II степени 1948 — за картину «Горький читает товарищам И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку „Девушка и смерть“» (1947) и за портреты М. Горького, Д. Бедного, Джамбула, И. Барбаруса (Вареса), С. Нерис.
В 1949г. Яр-Кравченко избирают председателем изосекции ЦК Рабис, а в 1951 утверждают секретарем Оргкомитета Союза советских художников СССР.
В 1953г. ему присваивают звание Заслуженный деятель искусств Литовской ССР.
Широкую известность получила картина «Ответственность на вас!», написанная им совместно со своим бывшим однокашником художником А.П. Зарубиным.
В 1961 г . Яр-Кравченко совершил несколько творческих поездок на строительство Днепровской ГЭС, Братской ГЭС, Волжской ГЭС, на перекрытие Красноярской ГЭС, сделав серию рисунков для газет «Правда» и «Советская Россия».
Первый космонавт мира Ю.А. Гагарин на портрете, сделанном мастером в 1961г., написал: «Анатолию Яр-Кравченко, который так хорошо изображает человеческие лица и сильные характеры летчиков, Гагарин!». Позже Яр-Кравченко создаст портреты космонавтов - целую галерею покорителей космоса, командиров кораблей «Восток», «Союз» и «Салют» - В.А. Шаталова, Г.С. Шонина, В.М. Рождественского и др.
С 1961 (со дня основания) по 1976г. Яр-Кравченко был главным художником Агентства печати «Новости».
С 1962г. он председатель Всесоюзной секции художников периодической печати Союза журналистов ССР, затем первый заместитель председателя этой секции.
Яр-Кравченко сделал много портретов учёных, изобретателей, поэтов, композиторов которые вошли в учебники литературы, физики, химии для средней школы, по которым учились школьники СССР в 60-х годах.
А.Н. Яр-Кравченко не забывает и пейзаж. Пейзажи, сделанные во время поездок по Болгарии, Венгрии, Польше, у нас по Крыму обладают незабываемой красотой и долго остаются в памяти. В 1950-е годы художник работает над серией «В. И. Ленин». Несколько работ из этой серии находятся в Центральном музее В.И. Ленина. В 1970-е годы он создает портреты классиков марксизма-ленинизма, которые были изданы большими тиражами.
В 1969 году за большие заслуги в области изобразительного искусства Анатолию Никифоровичу Яр-Кравченко было присуждено высокое звание «Народный художник РСФСР».
В 1972г. его избирают президентом Всесоюзного общества филателистов СССР. Находясь на этом общественном посту (до 1977г.), ему приходилось рисовать почтовые марки и защищать честь советской филателии, бывая во многих странах мира: Америке, Франции, Испании, Англии, Монголии и др.
Сотни работ А.Н. Яр-Кравченко ныне хранятся десятках музеях нашей страны и за рубежом. Они украшают собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и др.
Биография, которую вы видете на этой странице-попытка нашей галереи создать из разрозненых и противоречивых сведений о художнике приближенную к действительности биографию. По мере поступления новых материалов, она будет пополняться и уточняться.
В 2011 году в Картинной галерее г. Красноармейска прошла выставка к 100-летию А.Н. Яр-Кравченко. Репортраж с ее открытия можно посмотреть здесь: