Родился г. Владимире. В 1956г. поступил во Владимирское художественно-ремесленное училище №1 на отделение краснодеревцев, которое окончил в 1959г. В этом же году поступил в Ивановское художественное училище, считавшееся после войны одним лучших художественных учебных заведений страны.
Из общего ряда студенческой молодежи Валерий Рыбаков выделялся талантом, работоспособностью. Даже в учебные постановки ему удавалось вносить элемент творческого поиска. Закончив училище за четыре года, вместо пяти, Валерий принимает решение – уехать на Дальний Восток.
В декабре 1963г. начинает работать в творческих мастерских Приморского отделения Художественного фонда России, принимает решение участвовать в I Зональной художественной выставке «Советский Дальний Восток», которая состоится в 1964г.
Времени на написание тематического живописного произведения у Валерия нет, и он решает воплотить свои мысли в технически более доступном виде искусства – графике, создает три линогравюры, объединенные темой «Рыбаки Дальнего востока». Работы успешно проходят отбор и становятся участниками I Зональной художественной выставки в Хабаровске. По ее итогам Валерия Рыбакова принимают кандидатом в члены СХ СССР.
В приморье Рыбаков прожил недолго, чуть больше года. В марте 1965 г. он возвращается во Владимир, поступает на работу в творческие мастерские Владимирского отделения Художественного фонда России. В свободное время продолжает осваивать графику, его по-прежнему увлекает линогравюра, которой он начал заниматься еще во Владивостоке.
С 1966года он становится участником не только областных, но и зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставок5. В 1968 году Рыбаков принят в члены СХ СССР.
Первой работой на темы родной земли стала линогравюра «Суздальский мотив», в которой художник собрал воедино соборы, храмы, монастыри Владимира и Суздаля. «В этой работе я хотел найти линейный синтез всех знаменитых архитектурных памятников владимирщины» – говорил художник.
Чувствуя свое время, идя в ногу с ним, график воплощает здесь свои чувства в характерном для 1960-х годов суровом стиле, говорящим новым пластическим языком. «Формальные» поиски пространственной структуры нужны художнику не ради самого экспериментирования, а для того, чтобы очистить тему от всего - случайного и поднять ее до уровня символа.
Работы этой серии были показаны художником на ряде областных выставок, на зональной художественной выставке 1967 года, с которой 5 листов были закуплены Министерством культуры РСФСР. В этом же году они с большим успехом участвовали во Всесоюзной выставке эстампа в Москве. Часть этой выставки экспонировалась затем во Владимире, в том числе работа Валерия Рыбакова «Германия —1937 год».
1970-е годы – тяжелый период в жизни и творчестве художника. Он имел блестящее начало, головокружительный творческий взлет, всесоюзную известность. Затем наступает неудовлетворенность, ощущение кризиса.
В конце 1971 года Рыбаков лишен мастерской, уволен с работы в Художественном фонде, за попадание в вытрезвитель ему грозит исключение из Союза художников. Практически он загнан в угол. Нет работы – значит, не на что жить, нет мастерской – значит, нет возможности творчески работать. Нет творческих работ – нет участия в выставках, а следовательно – художник не может быть членом Союза.
В апреле-мае 1972 года Валерий работал на «Челюскинской», привез оттуда около десятка небольших офортов, часть которых была показана на Первой областной выставке графики. В начале июля несколько художников собирались поехать на рыбалку. Но компания распалась, у всех нашлись дела. Валерий поехал один. На берегу реки у него случился сердечный приступ, рядом никого не было и художник умер. В 31 год...