|
Собрание графики |
|
Цельмер
Валентин Дмитриевич
(1904-1970)
г. Москва
|
|
Родился в Харькове. Детство и юность прошли на Урале, в г. Лысьев, а с 1918 – в Перми.
В 1919 поступил в Пермские художественно-промышленные свободные мастерские. В этом же году начал принимать участие в общественно-политических кампаниях: писал плакаты, оформлял к праздникам здания и т.п. В 1922 г . мастерские были преобразованы в Художественный техникум, где педагогом В. Цельмера был В.А. Оболенский (воспитанник Московской Школы живописи, друг и соратник М. Ларионова), а также А.В. Каплун.
После окончания в 1924 г . Пермского художественного техникума поступил на графический факультет московского ВХУТЕМАСа, где учился у Н.Н. Купреянова, Л.Н. Бруни и В.А. Фаворского. С 1927 начал участвовать в художественных выставках Окончил ВХУТЕИН в 1930г.
В 1930-е годы работал преимущественно в журнальной иллюстрации (журнал «Пионер», и др.), продолжая заниматься станковым рисунком. Принимал участие в оформлении заводов к Октябрьским и Майским праздникам, оформлении Москвы к пуску метро и др. Работал в издательствах: «Правда», «Молодая гвардия», «Детиздат», «Крестьянская газета» и др.
Во время Великой Отечественной войны был в Военно-морском флоте. Как художник, выполнял ряд заданий по выпуску фронтовой литературы, работал в агитбригаде Главного политического Управления Черноморского флота.
В 1944 был уволен в запас, вновь начал работать в издательствах, участвовать в выставках. Центром творческих интересов стала станковая работа и работа над эстампом (литография, офорт и последние 9-10 лет жизни линогравюра).
В фондах Картинной галереи Красноармейска хранится 75 произведений В. Цельмера, почти монографически представаляющих его творчество 1920-х - 1960-х годов (рисунки тушью, карандашом, углем, акварели, гуаши, офорты, литографии, линогравюры)
|
Произведения из собрания ККГ |
|
|
|
|
«От того-то вросла тужиль
в переборы тальянки звонкой».
(нач. 1920-х )
Бумага, цв. литография,
16,2х16,9; 15,3х16,3 |
Портрет старика в красной рубахе
(1920)
Бумага, акварель, цв. карандаш
21х14,8 |
|
|
При свете керосиновой лампы
(1940-е)
Бумага, промасленный уголь
17,7х25,4 |
Улица города против света
(1935)
Бумага, графитный карандаш ,
24х16,8 |
|
|
Натюрморт. Воспоминания о 1921 годе
(1966)
Бумага, линогравюра,
28,7х20,3; 8,5х8,5 |
При свете лампы. Воспоминания о 1921 годе
(1966)
Бумага, линогравюра,
26,7х19,2 ; 8,5х8,5 |
|
|
У подножия Хибин. г.Кировск
(1935)
Бумага, гуашь,
21,7х27,5 |
Двое
(1930-е)
Бумага, акварель,
35,5х45,7 |
|
|
Посадка в автобус. Хибины
(1935)
Бумага, графитный карандаш,
32х44 |
У входа в главную шахту.
Из серии «Шахты»
(1935)
Бумага, графитный карандаш,
32,2х22 |
|
|
Портрет спящего в очках
(1940-е)
Бумага, промасленный уголь,
22х29,5 |
Флора Севортян
(1926)
Бумага, графитный карандаш,
40,5х31,5 |
|
|
Корабли входят в гавань.
Иллюстрация к журналу. 1930-е
Бумага, тушь, перо,
23,5х19,7 |
Портрет П.В. Кузьмичева.
Начало 1930-х
Бумага, офорт,
24,1х18,7; 13х11 |
|
|
Орфей на подоконнике
(1950-е)
Бумага, акварель, белила,
30х37,2 |
Наш двор на Плющихе.
Сер. 1960-х
Бумага, линогравюра,
53,8х67,8; 42,7х57,7 |
|
|
Натюрморт на рабочем столе.
1950-е
Бумага, цв. автолитография,
42,2х34,9; 33,5х28 |
В зимнем лесу.
1950-е
Бумага, цв. автолитография,
37х43,5; 27,5х34 |
|
|
В Мурманском порту.
1954.
Бумага, цв. автолитография,
44,5х54,8; 34х46 |
Корабли у причала. Мурманск.
1954
Бумага, цв. автолитография,
40х49,8; 29,7х38,2 |
|
|
Вокзальная площадь. Дождливый день.
1950-е
Бумага, цв. автолитография,
36,2х44; 25,2х33,6 |
В Арктическом порту.
1959.
Бумага, цв. автолитография,
41,7х53; 30х43
|
|
|
|
|
|
|
|
Архивные фотографии:
В эшелоне. В.Цельмер в верхнем ряду второй справа. 1940-е
В Красной Армии
Слева направо: М. Фейгин, В. Цельмер, И. Голицын. Сер 1960-х
На даче. 1958
|
|
|