|
|
Соколов
Петр Ефимович
(1882-1964)
г.
Москва
|
Живописец, график, пейзажист. Представитель русского авангарда.
Родился, жил и умер в Москве.
В 1910-х гг. учился в частной студии И.Машкова в Москве, брал уроки у П.Кузнецова.
Преподавал в Свомасе, работал ассистентом в художественной студии К.Малевича (1918–1920). Один из организаторов отделения ВХУТЕМАСа в Воронеже (1926), некотолрое время там преподавал. С конца 1910-х участник региональных, областных и московских выставок.
Был женат на Анне Федоровне Боевой (1889-1974), художнике-графике,
окончившей в 1916 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества, посещавшей Академию искусств в Париже,
одним из организаторов Свободных художественных мастерских в Воронеже, Екатеринбурге, Пензе (1918-1922)
. Под влиянием идей Пролеткульта, а также футуристических идей, вместе они устроили «погром» гипсоных слепков и живописи в колледже. По другой информации, Соколов, который работал в Екатеринбурге до ликвидации художественного училища, в первые годы революции приехал в Пензу, где возглавил художественное училище и разбил там гипсовые слепки.
Известен также как учитель советского нонконформиста, художника Владимира Немухина.
По воспоминаниям В. Немухина, П.Е. Соколов... "Вырос в небогатой, но весьма культурной семье. Художественные способности проявились в нем рано, и отец, любивший искусство, мечтал сделать из него художника. К несчастью отец рано умер, семья осталась без средств к существованию и, чтобы как-то прокормиться, юноша выучился на хромолитографа. Однако он не оставил мечты стать художником. Долгие годы, с необыкновенным упорством занимался Соколов самообразованием. Он работал и одновременно учился в различных художественных школах и студиях, в том числе и у знаменитого авангардиста из группы „Бубновый валет“ Ильи Машкова. Однако диплома о законченном художественном образовании он так и не получил.
От природы имея цепкое конструктивное видение, Соколов стремился к аналитическому искусству. Причудливый эстетизм Машкова его раздражал. Потому незадолго до Революции он оставил занятия в его мастерской и начал работать самостоятельно, но под большим влиянием Малевича.
Революцию Соколов воспринял с воодушевлением и с головой ушел в агитационно-художественную деятельность.
По предложению Малевича, как его ассистент, он начинает работать в Московских свободных художественных мастерских, но утвердиться там, ему не удается – консервативная профессура выживает его из преподавательской среды.
Оказавшись один, без какой-либо поддержки, в атмосфере ожесточенной борьбы художественных группировок друг с другом, Соколов уходит из профессионального искусства и опять начинает работать как хромолитограф. В конце 1930-х годов, пережив глубокий духовный кризис, он уничтожает большую часть своих конструктивистских работ и навсегда порывает с форматворчеством".
|
|
Дома на островке
(1940-е)
Холст,
масло, 43,5х59,5 |
Окраина деревни
(1940-е)
Холст,
масло, 47х60 |
|
|
Домик в горах. Алушта
(1940-е)
Холст,
масло, 48х58 |
Лесная дорога
(1950-е)
Холст, масло, 64х53 |
|
|
Тополя
(1938)
Холст,
масло, 61х48,5 |
|
|
|